Сайт о вязании крючком и спицами
уроки, мастер-классы, статьи по вязанию крючком и спицами

Удобную, ладно сидящую на фигуре одежду невозможно создать без точных данных о телосложении. Важно не только правильно снять мерки, но и определить при этом тип телосложения и пропорции фигуры -

это поможет создать точную выкройку и выбрать наиболее подходящий фасон.

Пропорции фигуры 
Всем, кто связан с процессом создания одежды, необходимо знать пропорции человеческого тела. Если принять за эталон условно-нормальную фигуру высокого роста (170—180 см), а за единицу измерения — высоту головы человека, то между отдельными частями тела прослеживается определенная пропорциональная зависимость (рис. 1). Высота головы (отрезок АБ) составляет 1/8 высоты всей фигуры. Линия бедер делит фигуру пополам. Линия коленей (она проходит по нижнему краю коленных чашечек) делит пополам ноги. Рука в опущенном положении концом среднего пальца немного не доходит до середины бедер, локоть расположен на уровне талии. Линия плеч находится ниже уровня подбородка на 1/3 единицы измерения (отрезка АБ). Между концами плеч укладывается две единицы измерения. Ширина шеи равна 1/2 этой же единицы. Ширина талии составляет единицу измерения. Ширину бедер нетрудно определить на схеме графически: надо соединить прямыми линиями крайние точки на линиях плеч и талии и из точек пересечения прямых линий с линией груди опустить перпендикуляры на линию бедер — они и ограничивают ширину бедер.

рис.1 Схема пропорциональной фигуры.Женский(а) и мужской (б) торсы-манекены.

Пропорциональную схему женской и мужской фигур намечают одинаково, а затем на нее наносят контуры конкретной мужской или женской фигуры с учетом ее анатомического различия и особенностей телосложения. Удобнее на таких рисунках изображать не всю схему фигуры, а только до линии бедер (торс-манекен, т.е. туловище с верхними конечностями). Торс-манекен является как бы пропорциональной канвой, на которую наносят рисунки торсов-манекенов разных фигур (стройных, полных). На нем показывают силуэт и пропорции модели, а также ее конструкцию (вытачки, застежки). Рисуя модель женской одежды, нужно учитывать, что женская фигура имеет более узкие и покатые плечи, тонкую талию, более широкие бедра (рис. 1а).

В мужской фигуре плечи более прямые, ширина их больше ширины бедер, талия слегка намечена (рис. 1б). Фигура ребенка имеет иные пропорциональные соотношения, которые меняются с возрастом. Например, у двухлетнего ребенка высота головы составляет пятую часть высоты фигуры, у семилетнего — шестую.

Нередко встречаются фигуры со значительными отклонениями в пропорциях: чрезмерно длинное туловище и короткие ноги, слишком широкие плечи, длинные конечности (иногда разной длины) и др.

ОСАНКА.
Это естественное привычное положение тела в позе стоя. Типы фигур в зависимости от осанки делят на нормальные (прямые), сутуловатые (наклонные) и перегибистые (рис. 2а, б, в). У сутуловатой фигуры длинная спина и короткий перед, у перегибистой верхняя часть корпуса отклонена назад, поэтому перед длиннее спины (пунктирные линии на рисунках показывают нормальное положение корпуса).

Рис. 2 Типы фигур: а - нормальная, б - сутуловатая и в – перегибистая

Порой в осанке наблюдаются особенно резкие отклонения от нормы, такие, как чрезмерная сутулость, крыловидные лопатки.

СНЯТИЕ МЕРОК.

Снимая мерки, необходимо выявить все особенности телосложения. Трикотажное полотно нельзя сравнить по качествам ни с одной тканью. Одно из свойств трикотажа — прекрасное облегание фигуры. И если фигура имеет недостатки, то в трикотажной одежде они особенно заметны, поэтому важно изучить их, чтобы попытаться скрыть покроем одежды или хотя бы не подчеркивать. Особенно явно форма тела проявляется в трикотажном платье. На фигуру с выступающим животом и ягодицами лучше связать жакет с юбкой (или сшить ее из плотной ткани, подходящей по цвету к вязаному жакету).

Снимать мерки рекомендуется по правой части фигуры. Обмеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя характерную для него осанку. На фигуре должна быть тонкая одежда, не дающая чрезмерной прибавки.

Перед снятием мерок следует подпоясать фигуру по линии талии слегка натянутой тесьмой, расположенной строго горизонтально. Обмеряя, сантиметровую ленту нужно натягивать туже, чем при снятии мерок для шитья, так как трикотаж в процессе носки растягивается в ширину.

Условимся, что мерки окружностей (шея, грудь, бедра и др.) будем записывать в половинном размере, мерки длины — полностью. С типовой фигуры (условно-нормальной) достаточно снять 9 основных мерок. Остальные данные, необходимые для построения чертежа, определяют, пользуясь несложными расчетами.

1. Окружность шеи (18 см — это половина мерки) обозначим условно Ош. Мерку снимают по основанию шеи, располагая сантиметровую ленту так, чтобы она касалась нижним краем основания шеи и замыкалась над яремной впадиной (рис. 3).

2. Окружность груди Ог (48 см — половина мерки) измеряют, располагая сантиметровую ленту по наиболее выступающим точкам груди и лопаток (см. рис. 3). Эта мерка определяет размер модели, в данном случае 48-й. Будьте особенно внимательны, измеряя окружность груди, так как эта мерка участвует почти во всех расчетах при построении чертежа выкройки. Ее иногда снимают, находясь со стороны спины обмеряемого человека, чтобы лучше видеть расположение сантиметровой ленты на лопатках. Если измеряют со стороны переда, то следят, чтобы лента не соскользнула с выступающих точек лопаток. Можно находиться и с правого бока обмеряемого, одновременно наблюдая за расположением ленты на груди и лопатках. Во всех случаях лента должна лежать горизонтально.

3. Расстояние от талии до линии бедер (17—20 см в зависимости от роста) измеряют от линии талии до линии, проходящей через наиболее выступающие точки ягодиц. Отметьте их мелом или булавкой (рис. 4).

Особое внимание обратите на фигуру с утолщенными внизу бедрами (напоминает по форме галифе). В этом случае нужно снять еще одну мерку: определяют расстояние от линии талии до линии, проходящей по самым высоким точкам «галифе» (см. рис. 4).

4. Окружность бедер Об (50 см — половина мерки) измеряют по линии бедер с учетом выступа живота (рис. 5). На фигуре с сильно выступающим животом сантиметровую ленту натягивают меньше, чем на стройной. Ленту накладывают на отмеченные мелом точки и располагают горизонтально. Для фигуры с формой бедер «галифе» снимают дополнительную мерку — окружность бедер по линии наиболее выступающих точек «галифе» (см. рис. 5) — и из двух мерок выбирают ту, которая окажется большей (возможен вариант, что они одинаковые).

5. Длина спины до талии Дс (40 см) измеряется посередине спины от 7-го шейного позвонка до талии с учетом выступа лопаток (рис. 6).

6. Длина изделия Ди складывается из результатов двух измерений: длины спины до талии (40 см) и длины изделия от талии вниз (имеется в виду длина жакета). Последнюю мерку снимают по линии бока — 20 см (см. рис. 6). Величина ее зависит от многих причин, и прежде всего имеют значение форма бедер и длина ног.

а) Если бедра широкие, а ноги короткие, то не следует носить длинные вещи (не более 14—15 см ниже талии), иначе ноги будут казаться еще короче. При той же ширине бедер и длинных ногах модель может заканчиваться на 20—30 см от талии. Те же условия рекомендуются для фигур с сильно выступающим животом. 

б) При форме бедер «галифе» и коротких ногах рекомендуется делать вещи длиной 12—14 см от талии и носить их с чуть расширенной книзу юбкой (расширение юбки лучше начинать от линии высоких точек «галифе»). Если ноги длинные, то модель можно делать до линии высоких точек «галифе» и надевать ее с брюками или с расширенной книзу юбкой.

в) При выполнении вещи на нормальную фигуру достаточно знать, как ее будут носить: с юбкой или брюками. К брюкам лучше делать более длинные вещи (20—35 см ниже талии).

7. Длину плеча Дп (13 см) измеряют от основания шеи посередине плеча до линии проймы (мысленно наметьте пройму там, где требуют пропорции фигуры) Окружность проймы измеряют, закладывая сантиметр под мышку и соединяя его наверху плеча. — рис. 7. Уместно предупредить, что снять эту мерку не просто, так как приходится одновременно учитывать строение и полноту плеч.

а) Если плечи широкие, то рекомендуется сместить линию проймы в сторону плеча, т. е. искусственно уменьшить длину плеча на 1—1,5 см.

б) Если плечи узкие, то мерку длины можно увеличить на 1—1,5 см. То же делают для фигуры с нормальной шириной плеч, но слишком большим бюстом или очень полными руками.

в) Если плечи и руки полные (наиболее трудный случай для определения длины плеча) и фигура при этом с широкими бедрами, выступающим животом и большим бюстом, то разумнее отказаться от вещей с втачными рукавами, а носить одежду более свободного покроя, например реглан.

8. Длину руки Др (53 см) измеряют по опущенной руке от конца плеча до основания кисти (рис. 8).

9. Окружность запястья Оз (8 см — половина мерки) измеряют по основанию кисти (см. рис. 8).

Для фигур с отклонениями в телосложении необходимо снять три дополнительные мерки.

1. Ширину спины измеряют по лопаткам от одной подмышечной впадины до другой (рис. 9).

2. Записывают половину мерки. Для типовой фигуры 48-го размера она равняется 18—19 см.

3. Окружность руки у плеча Ор измеряют при опущенной руке вокруг самой полной ее части, располагая сантиметровую ленту горизонтально. Половина мерки для 48-го размера равняется 15 см.

Величина раствора (глубина) нагрудной вытачки в вязаной одежде соответствует приблизительно номеру бюстгальтера.

При ажурной, рыхлой вязке, а также на вещах небольших размеров (42—44) можно обойтись и без вытачки. Достаточно удлинить боковую линию переда на 1,5—2,5 см, а затем излишек припосадить на уровне бюста, сшивая перед со спинкой.

Источник: "Азбука вязания", Москва 2004

 


Copyright © 2024 Мама-мастер: вязание крючком и спицами. Все права защищены.
Designed by Mama-Master.Ru & SmartAddons.Com